Девять врат
На санскрите слово «нау» означает «девять»; «мукхи» означает «врата». Таким образом, данная крия может быть переведена как «мудра девяти ворот». Она имеет и более развернутое название, которое звучит как «закрытие девяти ворот». Это десятая крия, которая следует непосредственно за Тадан крией. Первые девять крий мы классифицируем как техники пратьяхары. Наумукхи же первая из группы крий, нацеленных на развитие дхараны (концентрации). С этой стадии и далее ум становится все более и более целеустремленным.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
В человеческом теле есть девять отверстий, или ворот, через которые происходит восприятие информации из внешнего мира. Они таковы: два глаза, два уха, две ноздри, рот, анус и половой орган. Есть также и десятые врата, которые называются Брахма двара (дверь Брахмы) и ведут к мистическому или трансцендентальному опыту и реализации. В обыденной жизни мы получаем всю информацию именно от этих девяти ворот. В Наумукхи же эти девять ворот временно закрываются. Это предотвращает внешние раздражения и помогает открыть десятую дверь.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
В Наумукхи используют следующие вспомогательные техники: 1. Удджайи пранаяма. 2. Кхетчари мудра. 3. Муля бандха. 4. Ваджроли мудра. 5. Йони мудра.

Ваджроли мудра
Слово «ваджроли» вытекает из слова «ваджра», которое имеет множество значений. В контексте ваджроли мудры «ваджра» соотносится с названием нерва, который связывает половой орган с мозгом. Он может также восприниматься как психический проход, который зачастую ассоциируется с проходом сушумна. Этот канал напрямую связан с пробуждением могучих психических сил.
Существует два типа исполнения ваджроли мудры. Один из них связан с майтхуной (сексуальным контактом при определенных вышеупомянутых условиях), а другой с одной из форм раджа-йоги. В крия йоге он стал использоваться значительно позднее.
Техника его такова: сядьте в любую удобную позицию. Поместите руки на колени и расслабьте все тело. Постарайтесь поднять сексуальный орган вверх посредством небольших толчков и напряжения сексуального органа и низа живота. Это усилие подобно тому, которое вы делаете, когда выпускаете мочу. Но в этот раз моча должна быть задержана на некоторое время. Тестикулы у мужчины и вагина у женщины должны двигаться мягко для того, чтобы вызвать сокращения. Это — простая форма ваджроли мудры. Цель этого упражнения — превратить ретас (сексуальную энергию) в оджас (высоко очищенную праническую или психическую энергию). Этот процесс называется Урдхва ретас — сублимация сексуальной энергии. Прана — это и оджас, и ретас в одном существе; ваджроли же помогает вызвать сублимацию грубого ретаса в более тонкий и очищенный оджас. Йони мудра Слово «йони мудра» может быть переведено как «взывание к источнику». Йони мудра также широко известна как шанмукхи мудра, которая означает «позу семи ворот». Прежде, чем вы приступите к исполнению Наумукхи, мы рекомендуем практиковать йони мудру в течение нескольких дней.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Для мужчины это должна быть  сиддха-асана, для женщины — сиддха-йони-асана. Эти две асаны наиболее приемлемы для того, чтобы создавать постоянное давление на мулядхара чакру в области промежности. Если вы не можете сесть в эту асану, вы должны выбрать нечто подобное и удобное. Если необходимо, можно использовать подушку.
http://s009.radikal.ru/i308/1109/bb/750a37d3d071.jpg
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ
Сядьте в асану . Поддерживайте спину прямой, но расслабленной. Закройте глаза и держите их закрытыми в течение всей практики. Выполните кхетчари мудру. Поместите руки на колени и расслабьте руки. Глубоко выдохните и наклоните голову мягко вперед, как это показано на сопроводительном рисунке  Отсюда начинайте первый цикл движения.

Зафиксируйте свое внимание на мулядхара чакре. Повторите «мулядхара» ментально три раза. Это повторение должно проводиться на задержке дыхания. Затем вдохните способом удджайи пранаяма и начните продвигать сознание вверх по каналу арохан, как это показано на прилагаемом рисунке. Ощутите прохождение вашего сознания через поля следующих чакр: свадхистхана, мани-пура, анахата, вишудхи. Не называйте их ментально, лишь касайтесь сознанием по мере прохождения. Начинайте поднимать голову, когда сознание начнет двигаться от вишудхи к бинду.

Вдох должен быть полностью завершен, когда сознание достигает бинду. Задержите дыхание. Начните исполнять йони мудру, закрыв большими пальцами уши, указательными пальцами глаза, средними пальцами ноздри, а безымянными и мизинцами рот. Не надо надавливать пальцами слишком сильно, достаточно лишь четко фиксировать положение закрытости «ворот». Исполните муля бандху, но без джаляндхара бандхи. Исполните ваджроли мудру. На этой стадии все «врата» пребывают закрытыми. Затем переведите внимание на канал аварохан.

Постарайтесь визуализировать блестящий медный трезубец (тришу), который располагается в области позвоночника, основанием своим упираясь в мулядхару, а три зубца вытягивая над вишудхи чакрой . Продолжайте задержку дыхания. От вишудхи трезубец начинает медленно подниматься вверх таким образом, что центральный зуб пронзает бинду. Как только трезубец пронзит бинду, ментально произнесите мантру «бинду бхедан» (буквально «пронзание бинду»).

Прочувствуйте, как мантра начинает распространяться во все стороны от бинду. Когда же это произойдет, трезубец начинает опускаться в исходное положение, указанное на рисунке . Затем повторите подъем трезубца еще раз. Еще раз произнесите мантру «бинду бхедан». Затем, снова опустите трезубец. Проделывайте эту манипуляцию с трезубцем настолько долго, насколько у вас, естественно, будет хватать задержки дыхания.

Затем прекратите исполнение ваджроли мудры, мула бандхи. Уберите руки от глаз, ушей, ноздрей и губ и положите их на колени. Выдохните с помощью удджайи пранаямы и кхетчари мудры. В то же время начните двигать свое внимание по каналу аварохан в направлений следующих центров: бинду, аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистхана, мулядхара. Осознайте прохождение каждого центра . Но не называйте его ментально. Выдох должен закончиться в мулядхаре. Задержите дыхание. Медленно наклоните голову вперед. Это и есть окончание первого цикла.

Сразу же переходите ко второму циклу. Вдохните и позвольте своему сознанию двигаться по центрам фронтального канала арохан. Таким образом, проделайте пять полных циклов.

ДЫХАНИЕ
В течение всей практики придерживайтесь дыхания удджайи. Задержите дыхание, когда повторяете мантру «мулядхара». Вдыхайте по фронтальному каналу арохан. Задержите дыхание, когда визуализируете трезубец и повторяете мантру «бинду бхедан». Выдыхайте, опускаясь по каналу аварохан.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Фиксируйте сознание на дыхании, чакрах, полях чакр, закрытии девяти ворот, трезубце и мантрах «мулядхара» и «бинду бхедан».

КОЛИЧЕСТВО ЦИКЛОВ
Всего необходимо проделать пять полных циклов. Это должно занять что-то около пяти минут. Может быть немного больше, может быть немного меньше, в зависимости от вашей способности задерживать дыхание.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ
1. Многие люди найдут, что провести полный цикл на одном дыхании достаточно сложно. Вы можете почувствовать даже легкое недомогание. И поэтому в начале ваших занятий, если таковое случится, лучше прервать практику на середине, нормально вдохнуть, выдохнуть и расслабиться. Очень важно помнить о необходимости быть полностью расслабленным.
2. Может быть и такое, что сначала вы сможете проделать только один полный круг вдоха и выдоха и вслед за этим почувствуете дискомфорт. В этом случае мы рекомендуем вам совершить одно дыхательное движение (то есть вдох и выдох) «впустую», но только тогда, когда ваше сознание достигнет мулядхары. С течением времени, когда у вас выработается привычка, а протяженность вдоха, задержки и выдоха увеличится, дополнительный вдох и выдох больше не понадобятся.
3. Может случиться и такое, что после задержки дыхания и визуализации трезубца вы ощутите дискомфорт или сложности с выдохом. Легкие покажутся как бы закрытыми. В этом случае мы рекомендуем вам сделать еще один маленький, короткий вдох, а потом проделать полный выдох.
4. Исключительно важно, чтобы ваша спина была полностью выпрямлена во время всего исполнения данной крии. Если спина не прямая, то ощущения пронзания бинду не возникает.
5. Особенно важно правильное исполнение ваджроли мудры. Это позволит увеличить результативность данной практики. Когда ваджроли мудра исполнена правильно, сокращение ваджра нади может быть достигнуто без сжатия анального сфинктера. Полученное ощущение будет подобно электрическому току, бегущему по всей длине ваджра нади в направлении головного мозга.
6. Постарайтесь прочувствовать свое сознание в момент пронзания бинду. Ощущение должно быть подобно электрическому удару.