На протяжении всей жизни мы воспринимаем реальность так, как нас учили с детства. Разумеется, что наши взгляды сильно меняются, пока мы взрослеем. Но даже эти изменения идут в определенном «русле» - в том, которое нам на ранних стадиях обучения задают наши учителя: родители (или иные опекуны), учителя в школе и т.п.
В познании Реальности человек ограничен 3-мя факторами:
1. Нейрофизиологический аппарат. Это наши органы зрения, слух, нюх и т.д. Конечно видят (слышат, чуют и т.д.) все люди примерно одинаково, но наше человеческое зрение не способно нам дать полную картину того, на что мы смотрим – мы можем что-то не видеть (особенно при проблемах со зрением), мы не можем смотреть сквозь объект и мы можем не замечать детали. К тому же та Реальность, которую мы воспринимаем нашими пятью органами чувств – это не реальность. Квантовая Физика давно доказала, что наши тела не могут быть реальностью, если занимают определённое место в пространстве. Однако мы цепляемся за то, что видим как за неопровержимую истину, хотя во многих случаях это может быть далеко не так…
2. Социальные предписания. Это воспитание в конкретно нашей семье, национальности, религии и т.д. Если родители с детства привили нам определённые "истины", то мы всю жизнь так и будем считать. Наше мнение может измениться только в том случае, если по какой-то причине найдём опровержение этой "истине", так как начнётся противоречие между только что полученным опытом и тем опытом, что привили нам родители. Тоже самое касательно национальных и религиозных взглядов…
3. Индивидуальные предписания. Это наши мысли, чувства, убеждения и т.д. Здесь я расскажу про один интересный эксперимент, который проводили психологи: во время курса по психологии, два актёра забежали в аудиторию таким образом, словно один из них гнался за другим. Тот актёр, который играл роль «жертвы» специально затормозил в одном месте, чтобы «нападающий» мог его в этот момент нагнать. В этот момент второй актёр достал из пиджака банан и ткнул первого актёра в грудь, где у второго него во внутреннем кармане был пакетик с искусственной кровью, после чего первый актёр инсцинировав удар ножом упал. Естественно приехала скорая помощь, милиция…но когда дело дошло до опроса свидетелей, обнаружилась интересная вещь – все ученики курса (которые и были свидетелями) утверждали, что «нападающий» ударил «жертву» ножом…а почему? Потому что все были убеждены, что невозможно ранить человека бананом. И что в итоге? Это убеждение настолько ограничило их восприятие, что они даже увидели совсем другой объект в руке актёра! Вот что делают с человеком его убеждения…
«- А существует ли единая реальность для всех?
- Только на уровне совпадения практик.» (из книги «Хохот шамана»)
Но теперь я подойду ближе к теме. И вот что я хочу сказать - мы воспринимаем Реальность по ассоциациям. Нам с детства сказали, что «вот так» может быть, а «вот этак» не может – и мы всю жизнь живём с такими взглядами. Я выделю несколько способов приобретения ассоциаций:
1. Наш личный опыт.
2. Опыт, который мы получаем от учителей (родителей, преподавателей в детском садике/школе т.д.).
3. Опыт получаемый от остальных людей (друзей, коллег и т.д.) и разных источников информации (газет, книг, фильмов и т.д.).

Разберём по порядку…
1. Наш личный опыт.
Это весь опыт который мы приобретаем сами, с помощью пяти органов чувств и интеллекта, на протяжении всей жизни начиная от рождения (практически). Всё что человек сам видит, щупает, нюхает, узнаёт и весь его лично приобретённый опыт закладывает в него фундамент взглядов на Мир.
2. Опыт, который мы получаем от учителей.
Первые годы жизни ребёнок развивается больше иррационально, нежели эмпирически. Например он не задумывается над тем, настоящие его родители или нет (только если в случае, что это его не настоящие родители, они сами ему не скажут) – и он не будет им говорить например «дайте мне доказательства нашей совместимости ДНК, чтобы я удостоверился, что вы мои родители». Интуиция и чувства занимают большую часть процесса познания, чем интеллект. Поэтому ребёнок никогда не будет задумываться о том, правду ему говорят его родители или нет – любая информация от них будет восприниматься как неопровержимая истина. Что же касательно учителей в школе…они всегда высмеивают тех учеников, которые подвергают сомнениям правдивость преподаваемых знаний. Что будет, если ученик спросит учителя «Вы так уверены, что дважды два четыре?»? В лучшем случае это воспримется как шутка…
3. Опыт получаемый от остальных людей и разных источников информации.
Как бы мы не старались – мы будем получать информацию из окружающего Мира. Это будет происходить при общении с людьми, чтении книг или журналов, прослушивании теле- и радиопередач и т.д. Особенно в молодости мы очень сильно подвержены воздействию на нас наших друзей (хотя зачастую их и друзьями не назовёшь) – мы буквально стараемся думать (говорить, делать и т.д.) так, как наши соратники, потому что иначе мы будем выглядеть белыми воронами в нашем круге общения, а это приведёт к плачевным результатам (я не говорю, что именно все такие – но всё же таких большинство). А так как в компании друзей как правило есть доминирующая личность (явная или не явная) - это будет вести к превозношению одних взглядов и мнений над другими в кругу этой компании. Про новости и книги пожалуй подробно говорить не буду – мнения всяких «мыслителей», «философов», «учёных», и «успешных людей» рекламируются и, если они касаются повседневной жизни, ставятся в пример. У многих телевизионных программ и журналов даже есть чёткая цель – создать в обществе определённую концепцию мышления.

Итак…я выделил основные способы приобретения ассоциаций в нашем интеллекте. Теперь приведу ещё один пример проявления ассоциаций в нашей жизни: вспомните учёбу в школе. Многие вещи мы запоминали при помощи различных ассоциаций: эта река называется так-то, а по названию похожа на то-то слово…какая-то личность в истории родилась в том году, как если взять год рождения моей прабабушки и отнять от него 300 лет…а правило в русском языке такое, потому что такое-то слово ясно показывает его смысл…и…и так далее…и так во всём – мы сравниваем всю получаемую нами информацию по тем «шаблонам», которые у нас уже есть в мозгу. Вы мне можете сказать «Одно дело учёба в учебном заведении, а повседневная жизнь – это совсем другое.» . Скажу вам одно – есть выражение «верный в малом верен и во многом». И если вы применяете определённую «программу» поведения в одной ситуации, то вы будете применять её в любой другой ситуации, где только возможно её проявление.
Что же творят с нами наши убеждения? Они просто не пропускают в нас большинство получаемой информации, как сито. Если мы убеждены в каком-то вопросе по своему, то мы будем «отметать» любые другие версии ответа на этот же вопрос. Тут я пожалуй ещё приведу цитату Гёте: «Если кто-нибудь указывает на что-нибудь новое... люди противятся со всею силой; они ведут себя так, будто не слышат или не могут понять,
говорят о новом взгляде с презрением, точно бы он не стоил труда,
связанного с исследованием, или вообще внимания,
и таким образом новой истине приходится ожидать долгое время,
пока ей удастся проложить себе дорогу.» . Пояснений, я думаю, не требуется…
Ещё касательно этого вопроса говорил Ницше: «Убеждения – более опасные враги истины, чем ложь».

А теперь хочу добавить ещё одну интересную деталь: нас всех воспитывают по общим шаблонам и не хотят, чтобы мы вылезали за рамки этих шаблонов. Это истинно! Наши родители всегда говорили нам что хорошо, а что плохо; в школе учителя всегда ставили кого-нибудь в пример; в государстве обязательно найдётся какая-нибудь личность, которая будет «достойна подражания» (вспомните Стаханова). Но знаете, что интересно? Практически в каждой семье родители имеют разные взгляды на то, что правильно, а что нет – не говоря уже о том, что почти в каждой национальности есть свои определённые догмы на эту тему (которые зачастую идут с религиозной подоплёкой) ; в школе вряд ли найдётся и два учителя, у которых будут похожие взгляды на правильность поступков человека (даже если они и будут в общем одинаковы – то в мелочах они обязательно будут различаться); а этот самый «герой истории» уже давно умер, не говоря о том, что если знать его лично – то наверняка у него найдётся куча недостатков (в относительном смысле). В итоге получается, что нам навязывают определённые взгляды (хотя я это уже неоднократно подчёркивал). В народе не любят «свободные умы». Вспомните ту же самую школу – с радостью ли одноклассники воспринимали проявление свободомыслия? Думаю мне не надо говорить о том, как одноклассники относятся к ученику, который иначе мыслит, плюс ещё и выше их на голову (или в физическом, или в финансовом, или в плане успеваемости). Если в двух словах – его не любят. Думаете так только в школе из-за некоего «ребятничества»? Лично я так не думаю. У большинства индивидов идеология такова «раз я в дерьме – то и ты должен быть в дерьме».
Подведём итоги. Я считаю что каждому ситу, который хочет полноценно развиваться (а уж тем более, развиваться шире рамок простого человека), нужно отбросить в сторону различные предубеждения – нужно всегда воспринимать какую-либо информацию и не отметать в сторону какие-либо аргументы только лишь из-за того, что он уже занял определённую позицию в этом вопросе. Кто знает, может он не прав? Предубеждения могут не позволить чего-либо понять – а это оставит пробелы. А в свою очередь пробелы – это слабое место, которые сит всеми силами должен стараться из себя искоренить.

Дарт Волан (с)