БОДРСТВОВАНИЕ И СОНЛИВОСТЬ
Одной из крупнейших проблем в крия йоге является сонливость. Есть такая тенденция в человеческой природе — легко проваливаться в состояние дремы, особенно при определенной ментальной релаксации, которая часто случается во время практик крия йоги. Большинство людей любит дрему. Это очень приятно и позволяет на время забыть свои проблемы ежедневной жизни. Однако вы должны понять, что состояние медитации посредством расслабленного бодрствования гораздо более приятно и выгодно. И более того, расслабленное бодрствование ведет к самопознанию и блаженству, в то время как сон, пусть даже десятилетиями длящийся, никогда не приведет к самопознанию. А, следовательно, серьезно практикующие должны приложить особые усилия, дабы оставаться сознательными во время практик, прилагая особые усилия, чтобы не провалиться в царство сна и приятных мечтаний. Вы получите гораздо больше выгоды, делая крия йогу с бодрствующим сознанием, чем со спящим. И проблемы ума могут быть разрешены, если будет бодрствование.
В крия йоге вам следует избегать тамасического состояния посредством принятия холодной ванны, выполнения некоторых асан, сурья намаскара и принятия решения, что вы не будете спать во время упражнений. Вам необходимо состояние «раджаса», ибо в этом состоянии ум свободен от мыслей и прогрессивно гармонизирован. Вы должны сознательно поддерживать этот процесс. Эта сознательность, в конце концов, приведет к медитации.
ПРИЯТНЫЕ И НЕПРИЯТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Будьте готовы, что вам придется принимать подъемы и спады в своих эмоциях. Порой вы восторженны, порой угнетены. Это случается ежедневно. Это обычные процессы, происходящие в человеческом сознании. Спокойное наблюдение за этими процессами необходимо для очищения и разрешения ментальных проблем. И в этом вам поможет крия йога. Постарайтесь не беспокоиться, а плыть по течению своего состояния, принимая его и будучи сознательным. Только если эмоции чересчур подавляют вас, если есть какие-то глубокие проблемы, вызывающие у вас депрессию, тогда стоит немножко повременить и приостановить практики крия йоги. Если возможно, обратитесь за консультацией к специалисту.
Практика отстраненного принятия эмоциональных состояний и есть очищающий процесс на первой стадии самопознания. Если вы не пройдете через эти опыты, которые зачастую и гадки, и неприятны, то невозможно будет познать глубины своего ума. Эта практика должна быть постоянной, чтобы, по крайней мере, сглаживать 1 состояние новых расстройств и эмоциональных бурь. Со временем сглаживание ментальной неустойчивости позволит вам медленно очистить ум, и именно поэтому мы рекомендуем приступить к крия йоге после достаточно длительной работы с иными формами йоги, исполняемыми вами в ежедневной практике. Эти приготовления абсолютно необходимы, ибо помогут мягко изменить проблемы вашего ума. Крия йога подобна сильнодействующей медицине. Если она будет исполняться в то время, когда практикующий исполнен серьезных проблем, то, скорее всего, это приведет к ухудшению его состояния. А посему мы настоятельно рекомендуем всем практикующим, по крайней мере, два года не приступать к крия йоге, заменив ее на это время другими практиками.
Во время исполнения практик крия йоги, а также во снах вы можете оказаться лицом к лицу с какими-нибудь ужасными аспектами вашего ума, то есть вы можете повстречаться с пугающими, гигантскими пауками и тому подобными вещами. В принципе, никто не знает, что может вылезти из глубин вашего ума. Это все есть выражение скрытых негативных аспектов подсознательного ума. Проблемы, которые остались нерешёнными, теперь поднимаются в ваше сознание, и это также необходимая часть для процесса очищения вашего ума. Вам по-прежнему следует постепенно продолжать свои практики. Если же появление этих ужасных существ станет излишне интенсивным, то тогда, пожалуй, следует прекратить практики и расслабиться на некоторое время. Все эти подсознательно возникшие силы вам следует воспринимать без сопротивления им. Всегда помните, что это лишь раздражающие аспекты вашего ума. А следовательно, основные задачи практики сохраняются — продолжайте исполнять ваше упражнение. Позвольте всем страхам приходить и уходить. Будьте сознательны, не подавляйте их. Это важно.
Запомните. Чем большее количество опытов вы проведете, тем большее количество негативных аспектов вашего ума вы сможете изжить, а, следовательно, продвинетесь по тропе успокоения и гармонизации. После прожития этих опытов ваша жизнь станет более гармоничной. Логические практики, будь то крия йога или какие-то другие, станут более эффективны. А вся ваша жизнь станет постепенно изменяться в сторону медитации.
ЭФФЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ПЛАНА
Появление подсознательных сил и работа с ними могут привести к перемене здоровья. Эти перемены могут быть и негативными, и позитивными. Это объективно необходимый процесс, так как узлы наших неврозов находятся в глубинах подсознательного ума. Так что практики, хотите ли вы этого или нет, автоматически приведут к изменениям на физическом уровне. Если здоровье улучшается, то, естественно, причин для беспокойства нет никаких. Но вот если здоровье ухудшается, то тогда вы вольны принять решение в двух направлениях: принять ситуацию и идти дальше или просить совета руководства. Большинство из тех, кто практикуют крия йогу, в ашраме зачастую заболевают на первых этапах практик, как минимум у каждого практикующего случается, извините за прозу, понос. В ашраме, мы знаем, это является частью очистительных процессов, и просто ожидаем, что такое случится с большинством людей. И когда это случается, поясняем, что случившееся — процесс временный и особых причин для тревоги нет. Однако если вы практикуете самостоятельно, то здесь уже вам решать, принимать ли ухудшение здоровья и идти дальше, или заниматься только процессами выздоровления.
Однако независимо от того, будет ли ваше здоровье улучшаться или ухудшаться, так или иначе, ваши практики будут нести все более глубокую и многостороннюю гармонию. Расстройство здоровья — это лишь временный феномен. Физические проявления со временем ослабнут, а вот гармонизация ума будет становиться все более действенной. Эти взлеты и подъемы здоровья являются показателем общего позитивного движения. Практики стоит прекратить только в случае значительного ухудшения здоровья. Посудите сами, какие могут быть практики, когда имеется налицо серьезное заболевание?
УВЕЛИЧЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ
Практики крия йоги могут вызвать сильное и почти непреодолимое желание обладания многими вещами. Допустим, сладостями, изысканной едой и так далее. Увеличение желаний означает, что ранее эти чувства были загнаны в подполье нашего подсознания, а теперь они получили возможность проявить себя. Позвольте им являть себя. Исполните часть из них, если это необходимо и, особенно, если это не наносит вреда никому. Главное — постараться быть сознательным, ибо этот процесс также часть очищения ума.
НЕДОСТАТОК ВРЕМЕНИ
Если вы завязаны на каком-либо виде социальной активности и это не позволяет вам иметь достаточно времени для постоянных ежедневных практик, то лучше не начинайте их. Вы должны понять, что садхана крия йоги возможна тогда, когда у вас имеется достаточно времени для каждодневной практики. Поначалу это должно занимать около 30 минут, но в дальнейшем число крий будет увеличиваться, а соответственно и практики станут длиннее. Полная программа крий занимает два часа и 30 минут. Соответственно, если вы исполняете половину, то вам нужен час и 45 минут. И это минимально необходимое время. Но если у вас по утрам имеется в запасе только 10 минут или 30 минут, то мы полагаем, что не стоит заниматься крия Йогой в этот период. Постарайтесь перенести планы ваших занятий на будущее. Это важно. Крия йога означает самопознание. Это не ерунда и не шутки, постарайтесь отнестись к этому с уважением. И если вы будете практиковать в один день 3 часа, а потом пропустите 5 рабочих дней, затем снова проделаете какую-то часовую практику, то получите очень скромный результат. Ибо для результата необходима работа, которая не терпит пробелов. Лишь в том случае, когда вы будете практиковать регулярно и с той продолжительностью по времени, которую мы предписываем, только тогда вы получите чудесные изменения в вашей жизни.
ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЙОГИ
Постарайтесь практиковать другие виды йоги, такие, как бхакти-йога, карма-йога, джнана-йога, — это поможет вам достичь больших успехов в практиках крия йоги. Эти формы йоги следует интегрировать в вашу ежедневную жизнь и сделать частями своей структурной программы.
СВЕСТИ НА НЕТ ВСЕ КОНЦЕПЦИИ
Для того чтобы получить большую выгоду от практик крия йоги, необходимо прекратить излишние размышления и интеллектуальное балансирование между концепциями, идеями и верованиями. Это необходимо для того, чтобы добиться чистоты и восприимчивости. Всякое следование традициям и идеям других людей должны быть прекращены, ибо они являются могучим барьером между сознательным восприятием и тонкими аспектами вашего естества.
Позволим себе аналогию. Сравним ум с чашкой воды. Предположим, вода грязная и наполнена разного рода частицами. Эти частицы есть, собственно, то, что представляют собой концепции и разного рода обусловленные рефлексы, которыми мы исполнены от начала нашего рождения. Этих частиц так много, что через воду невозможно смотреть. Вода же действует, как экран, находящийся перед нашим видением. Это обычный среднестатистический ум. Он полон концепций, идей, а поэтому утрачивает чистоту видения. Вместо того чтобы отражать эксперимент, такой ум его скрывает. Вы видите только тень эксперимента вместо того, чтобы видеть сам эксперимент таким, какой он есть. А если вода еще и постоянно перемешивается, то чистоты восприятия не добиться никогда.
Частицы не смогут осесть на дно и придать воде свой естественный прозрачный цвет. То же самое происходит и со среднестатистическим умом. Он постоянно исполнен новыми концепциями, теориями и все время находится в состоянии ажиотажа. Но если концепции свободно осядут дно и вода ума перестанет перемешиваться, то тогда получим ум именно таким, какой он есть, — чистым, кристалл. Именно таковым и должно быть наше восприятие для того, чтобы осветить глубочайшие сферы нашего внутреннего существа.
Конечно же, нелегко распроститься со всеми нашими концепциями. Это займет время, как занимает время процесс успокоения частиц, движущихся в воде. Но мы полагаем, вы поймете необходимость этого и предпримете все необходимые усилия для того, чтобы распроститься со всеми концепциями, базирующимися на вторичных опытах. Регулярная практика йоги и особенно крия йоги поможет вам тать это. Скорость процесса напрямую зависит от величины приложения сознательных усилий.
Рамана Махариши часто спрашивали, что нужно сделать для того, чтобы познать истину. Он же в ответ всегда подчёркивал: «Забудьте все концепции, которые вы знали. Интеллектуальные положения и фантазии наполняют наше сознание, подобно пыли и грязи. Отбросьте их или хотя бы не относитесь к ним серьезно. Интеллектуальные знания, конечно, имеют место в схеме жизни, но жизнь не основывается на них. Интеллектуальные знания базируются на предположениях и заблуждениях. И каждый искренне ищущий мудрости, должен попытаться освободить свое сознание от привязанности к интеллектуальным точкам зрения».
Именно поэтому Тилопа, великий йог, сказал однажды своему ученику Наропе: «Смотри в зеркало своего ума».
Есть громадный смысл в этих словах, ибо здесь речь не просто о загрязненном или сломанном зеркале. Тилопа понимал под зеркалом поверхность, которая отражает реальность. Так что ваше сознание должно быть полировано до такой степени, чтобы все концепции и условности были сметены с него прочь.
Мы предполагаем, что вы — искренний искатель мудрости. Если же это не так, то вам не стоит начинать практиковать крия йогу. Мы полагаем, что вы примете решение отделить себя от интеллектуальных спекуляций. Используйте интеллект, но не основывайтесь на нем. Подходя к жизни таким образом, вы позволите практикам крия йоги проявить себя с максимальной результативностью.
СТРЕМЛЕНИЕ И ТЕРПЕНИЕ
Никакой человек никогда не смог бы подняться к мудрости без стремления. Последователь йоги, мудрец, провидец, святой — все они переполнены желанием и стремлением познать. Но только когда их сильное желание пересекало границы обыденного восприятия, они восходили к мудрости. Это стремление также необходимо и в крия йоге. Без него вы вскоре прекратите практики и отвлечетесь на другие вещи. Стремление крайне необходимо, ибо это движущая сила, которая позволит вам практиковать крия йогу через все сложности и перипетии нашей жизни. Это стремление даст вам силы противостоять всем шлакам и наслоениям, которыми исполнен наш ум. И если вы уже имеете это могучее стремление, тогда, пожалуй, пришла пора вам начать крия йогу.
КУЛЬМИНАЦИЯ ЙОГИ
Крия йога — это наука сама по себе. Она предписывает практикующим познание и искоренение собственных заблуждений посредством очищения ума и переидентификации себя с глубинными пластами собственного существа. Эта переидентификация возможна только через личный опыт. Это то, что обычно называют «ануграха» (милость). Наступит день, и вы предстанете перед лицом собственной свабхавы (истинной природы). Именно этой цели и служит крия йога. Практикующий спонтанно станет идентифицировать себя со своей реальной природой, несмотря на хорошие или плохие обстоятельства той жизни, в которой он пребывает.
Этот опыт станет краеугольным камнем его мировоззрения, а его жизнь станет источником блаженства и мудрости. Крия йога — лишь ступень на этом пути.
РЯД ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ПРАКТИКИ КРИЯ ЙОГИ
Наши следующие рекомендации помогут вам добиться больших успехов в практике крия йоги:
1. Асаны. Если у вас есть достаточно времени, постарайтесь сделать несколько асан перед исполнением практик крия йоги. Было бы неплохо, если бы вы смогли включать в эту свою предварительную программу следующие асаны: Сурья намаскар, Шава-асана, Бхуджанг-асана, Ардха-падма-пасчимотан-асана, Ардха-матсьендра-асана. Эти систематически сгруппированные асаны позволят вам подготовить тело для дальнейшей работы. Им, в целом, должно быть уделено не менее двадцати минут. Если необходимо, вы также можете делать асану, которая обычно называется «полу бабочка». Если же времени у вас недостаточно, то нет особой необходимости делать эти асаны непосредственно перед практикой крия йоги. Однако, для того, чтобы поддерживать свое здоровье на высоком уровне, все-таки необходимо проделывать эти или другие асаны в течение дня.
2. Пение звука АУМ. Было бы неплохо исполнить звук «АУМ» три раза прямо перед началом упражнений крии йоги, то есть непосредственно перед Випарита Карани Мудрой.
3. Омовения. Если вы чувствуете, что засыпаете во время практики, то тогда плесните себе немножко холодной воды на лицо. В принципе, было бы хорошо, если бы вы приняли холодный душ или умылись холодной водой перед практиками.
4. Чанкраманам. Если вы почувствуете напряженность или усталость, то тогда мы рекомендуем вам провести несколько минут за упражнением Чанкраманам. Крии имеют фиксированный порядок. И если эта последовательность нарушается, то тогда сознание начинает свободно блуждать, что значительно уменьшает выгоды от ваших практик. Чанкраманам же — это метод временного прекращения последовательности практик без утери сознательности. Делайте Чанкраманам, когда вы почувствуете напряженность.
Если вы не чувствуете никакого дискомфорта, тогда нет никакой нужды прекращать практики крия йоги. Забудьте о Чанкраманам. Если вы все-таки практиковали Чанкраманам, то после этой практики, продолжающейся всего несколько минут, вернитесь к практикам крия йоги и продолжите с того места, на котором вы их прекратили.
5. Последовательность. Каждый раз, когда вы приступаете к практикам крия йоги, вам следует начинать с самого начала. Мы считаем, что исполнение, допустим, трех крии в один день, а затем трех других крии в другой день, и так далее, не является правильным исполнением крия йоги. Точно так же мы считаем, что не стоит уменьшать количества кругов в исполнении крии. Мы рекомендуем вам исполнять то количество полноценных крии, которое возможно, в зависимости от имеющегося у вас времени. Лучше сделать четыре полные крии, чем, по пять кругов из десяти крии.
6. Постарайтесь избежать разговоров и контактов с другими людьми сразу после исполнения практик крия йоги. Практикуйте «моуну» (практику молчания) в течение часа. Это позволит вам изменять собственное сознание, ощущать шанти (покой), который будет сопровождать вас весь остаток дня.
7. Чувствительность. После интенсивной практики вы, вполне вероятно, обнаружите, что стали очень чувствительны к эмоциональным вспышкам, негативности и психически нездоровым проявлениям окружающих. Будьте внимательны, не поддавайтесь на их провокации. Постарайтесь оставаться отделенным.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИК КРИЯ ЙОГИ
Пожалуйста прочтите внимательно основные инструкции и постарайтесь их исполнять.
Практикуйте крии в указанном порядке, делая их по длительности настолько, насколько хватает времени. Порядок практик исключительно важен. Правильная последовательность такова:
1. ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА.
2. ЧАКРА АНУСАНДХАНА.
3. НАДА САНЧАЛЯНА.
4. ПАВАН САНЧАЛЯНА.
5. ШАБДХА САНЧАЛЯНА.
6. МАХА МУДРА.
7. МАХА БХЕДА МУДРА.
8. МАНДУКИ МУДРА.
9. ТАДАН КРИЯ.
10. НАУМУКХИ.
11. ШАКТИ ЧАЛИНИ.
12. ШАМБХАВИ.
13. АМРИТ ПАН.
14. ЧАКРА БХЕДАН.
15. СУШУМНА ДАРШАНА.
16. ПРАНА АХУТИ.
17. УТХАН.
18. СВАРУПА ДАРШАНА.
19. ЛИНГА САНЧАЛЯНА.
20. ДХЬЯНА.
3. Соблюдайте регулярность в практиках и, соответственно, практикуйте каждый день.
4. Не практикуйте, если вы больны или если вы чувствуете, что заболеваете. Прекращайте практики в том случае, когда обнаруживаются неприятные побочные эффекты.
5. Постарайтесь интегрировать крия йогу с другими формами практики, особенно с карма и бхакти йогой. Это приведет к полной гармоничной трансформации как вашего ума, так и вашего тела, что, в свою очередь, приведет к состоянию высшего восприятия. Водите компании только с йогически мыслящими людьми. Проводите сатсанг (встречи и общение с высоко развитыми людьми) в любом случае, когда к этому есть возможность. Все это мощные методы для привнесения позитивных изменений в ваше существо.
6. Практикуйте без ожидания результата и награды.
7. Пишите к нам в ашрам, если вы обнаруживаете какие-либо трудности.
Будьте терпеливы и искренни в своих усилиях, и тогда вы поймете и получите истинное знание, которое лежит за пределами слов этой книги.
ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА (крия № 1)
Санскритское слово «випарита» означает «перевернутый»; «карани» означает «быть сделанным»; а слово «мудра» означает «психическая поза». Следовательно, перевод этой крии на русский язык будет означать «перевернутая психическая поза». В манускриптах эта практика иногда называется «Випарита Кари Мудра» и имеет то же самое значение и исполнение.
ЧТО ИЗВЕСТНО О ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРЕ ИЗ МАНУСКРИПТОВ
Випарита Карани Мудра — это одна из нескольких крий, которая упоминается в различных традиционных тантра-йогических текстах. Наиболее значительное описание дается в Хатха Йоге Прадипике. Оно звучит так: «Секреция луны (бинду), нектар бессмертия (амрита) в обычном состоянии пожирается огнем солнца (манипура чакра). Амрита течет сверху вниз и в результате только старит тело. Но есть чудесная техника, которая может изменить этот процесс. Она должна быть преподана непосредственно самим гуру, ибо невозможно понять ее чтением даже тысячи манускриптов. Техника эта называется Випарита Карани Мудра, где положение бинду и солнца (манипура) перевернуто, так как и тело перевернуто. Солнце удерживается наверху, а луна внизу» (стих 77, 78, 79).
Бинду — это фокусная точка, через которую сознание проявляет и выражает себя во всех творимых объектах. Это применимо и к человеку. Именно через бинду человек поддерживается и энергией, и блаженством. Хотя большинство людей расходуют эту энергию на дисгармоничную жизнь, ориентированную во внешний мир через эгоистическое посредство манипура чакры. Это ведет к духовной смерти. Человек теряет контакт со своим источником и живет вслепую. Випарита Карани Мудра, и вместе с тем, и другие йогические практики поворачивают вспять этот процесс. Человеческое сознание направляется через бинду к головокружительной, неземной жизни. Через посредство этих практик сознание растет, а это ведет к возрождению всего человеческого существа, к блаженству и мудрости. Когда позиции солнца и луны изменены, это называется нивритти марга (возвращение к источнику). Обычный поток течения нектара сверху вниз, от луны к солнцу, называется павритти марга (путь земной активности). Она символизирует жизнь большинства людей. Для того чтобы этот процесс повернулся вспять, необходимо сменить тропу павритти на тропу нивритти. Випарита Карани Мудра являет собой это изменение.
Випарита Карани Мудра — это не только символ, это метод трансмутации энергии из грубых в более тонкие формы. По этой причине она и включена в последовательность практик крия йоги.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
Випарита Карани Мудра — это первая крия. В последовательности крия йоги первой она была выбрана не случайно. Одной из наиболее явных причин, по которой это происходит, это способность ее (позы) вызывать баланс между потоками дыхания, между идой и пингалей. Этот баланс — это жизненность духовности, которая должна быть на всех уровнях, начиная от физического и до более тонких уровней сознания.
В технике, называемой Пададирасана, давление на точку в середине ладони быстро и эффективно вызывает требуемый баланс иды и пингали. Випарита Карани Мудра добивается того же результата в конечной позе, так как ладони, сдерживая вес перевернутого тела, оказываются под давлением. Этот баланс дыхательных потоков через обе ноздри существенно необходим в медитативной практике. Он помогает установить равновесие между чрезмерной интровертированностью, втягиванием в психический мир (ида) и противоположной крайностью, отвлечением и растворением во внешнем мире (пингаля). Если вы будете практиковать Випарита Карани Мудра, то скоро обнаружите, что потоки дыхания действительно приходят в равновесие. Когда оно достигается, от крии получается максимальная польза. Хатха Йога Прадипика развивает эту тему далее: «Регулярные практики Випарита Карани Мудра увеличивают желудочный огонь, следовательно, садхака (практикующий) должен иметь достаточное количество приемлемой пищи. Если диета не такова, то увеличившийся желудочный огонь может отрицательно сказаться на всем теле» (стих 80, 81).
Это предупреждение применимо ко всем практикам крия йоги. Следует быть очень внимательным к своей диете. Как уже говорилось выше, метаболический уровень переработки пищи, по всей видимости, будет увеличен, следовательно, необходимо увеличить и количество пищи для того, чтобы препятствовать потере веса. Читателю следует внимательно вдуматься в эти слова и разумно регулировать потребление пищи в соответствии со своими ежедневными потребностями.
«Вначале тело должно быть перевернуто только на короткий период времени. Этот временной промежуток должен медленно увеличиваться день ото дня. Через 6 месяцев исчезнут морщины и белые волосы» (стих 82).
Этот совет действительно реален, когда речь идет о практике, которая длится не менее получаса. В крия йоге следует жестко фиксировать время, никогда не превышая допустимых норм.
Випарита Карани Мудра в рукописях не упоминается именно как часть крия йоги. Обычно она дается только как одна из ряда техник.
Другой причиной для практики Випарита Карани Мудра является то, что увеличивается возможность бодрствования. Так как перевернутое тело переориентирует кровяные токи, то они активно задействуются на подпитку головного мозга. Что, в свою очередь, увеличивает состояние бдительности и бодрости. Считать эту позу правильно исполненной можно тогда, когда она исполняется с великой сознательностью и без засыпания. Випарита Карани Мудра воздействует на головной мозг в общем целом так же, как и ширша-асана, хотя ее эффект значительно слабее.
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Положите на пол одеяло, а затем лягте на спину с выпрямленными и соединенными вместе ногами. Выпрямите руки, положите их вдоль тела ладонями вверх, расслабьте все тело. Вдохните глубоко, а затем поднимите обе ноги. Ноги поднимайте, сохраняя их выпрямленными и соединенными вместе. Выведите ноги в точку над головой, затем, помогая руками, надавливая ими в пол, оторвите ягодицы от земли и проведите ноги еще чуть дальше за голову. Затем оторвите ладони от земли и поставьте руки на локти. Опустите туловище на ладони, а затем поднимите ноги так, чтобы они стали вертикально. Сохраняйте глаза закрытыми и расслабьте все тело настолько, насколько это возможно. Это, собственно говоря, и есть положение тела для практики Випарита Карани Мудра. Замечания: она, Випарита Карани Мудра, отличается от сарванга-асаны тем, что подбородок не вдавливается в грудь в конечном положении.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК
Вначале вам покажется, что это очень сложно — поддерживать конечное положение асаны длительный период времени. По всей видимости, у вас начнут болеть руки. С практикой это, конечно, пройдет, но до этой поры вам надлежит знать, как справиться с этой проблемой самостоятельно, а точнее, как располагать руки для того, чтобы эта асана могла удерживаться достаточно долго.
Обычным способом поддержания тела в перевернутой позе является опора бедра на пространство между большим пальцем и остальными пальцами руки. Через некий промежуток времени, когда руки начнут уставать, лучшим методом является перемещение веса тела, точнее, верхушки бедра на ладонь руки. В данном случае рука действует, как чашечка, в которой бедро удобно располагается. Это положение ясно показано на соответствующей картинке, а такое положение рук поможет вам оставаться в конечной позе достаточно длительный период времени, и вы можете исполнять крию без ожидания чрезмерной боли и дискомфорта.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ
Вы должны быть хорошо знакомы с удджайи пранаямой для того, чтобы практиковать Випарита Карани Мудру. Кроме того, у вас должна быть развитая чувствительность манипуры, вишудхи и аджны.
Исполняя Випарита Карани Мудру, вы также должны уметь локализировать бинду на задней части головы. Кроме того, вы должны представлять, где находится сахасрара, и уметь перевести туда внимание. Она находится в центре макушки головы и легко локализируется ментально.
ТЕХНИКА
Примите перевернутое положение тела. Сделайте так, чтобы ноги стояли полностью вертикально. Закройте глаза, расслабьте тело настолько, насколько это возможно. Практикуйте удджайи пранаяму. Зафиксируйте свое сознание на позвоночнике на манипура чакре. Это стартовое положение для первого движения. Вдыхая, постарайтесь почувствовать, как поток праны движется от манипура чакры к вишудха чакре. Постарайтесь представить себе, что эта прана движется по позвоночному каналу наподобие горячего и спокойного потока амриты. Позвольте нектару собраться в районе вишудха чакры, затем задержите дыхание на несколько секунд и почувствуйте, что в районе вишудхи нектар становится холодным. Выдохнув, ощутите, как прана движется от вишудха чакры через аджну и бинду в направлении, достигающем непосредственно сахасрары. Вам следует добиться такого ощущения, что прана, проходя через центральные точки этих чакр, движется только силой выдоха. Когда прана и сознание достигнут сахасрары, это будет окончанием первого круга.
Тотчас переведите свое сознание обратно к манипуре и повторите все во второй раз. Всего следует проделать 21 полный цикл. Затем переходите к крие № 2.
ДЫХАНИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ ТОКОВ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Еще раз повторим, что во время практики крии следует практиковать удджайи пранаяму. Энергия вдоха направляется к манипуре, а оттуда к вишудха чакре. Затем следует задержать дыхание на несколько секунд в вишудхе. Выдох надлежит делать по психическому каналу, проходящему от вишудхи через позвоночник к аджне, а затем прямо к бинду, а после к сахасраре на макушке головы. Дыхание должно быть синхронизировано с потоком праны (или амриты) через посредство психических каналов. Оно должно быть настолько медленным, насколько это удобно и естественно.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Сознание должно быть фиксировано на пране. На как она движется по психическим каналам и проходит через центральные точки чакр. Каждый цикл должен быть сосчитан после того, как ваше сознание достигло сахасрары.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Крия должна быть исполнена 21 раз. Длительность ее зависит от скорости дыхания. Средняя протяженность практики в общем целом составляет около 10 минут. Однако вначале практикующий не должен исполнять эту крию 21 раз. В 1-й день он должен практиковать только 5 циклов движения, а затем с каждым днем увеличивать их на 1 цикл.
ЗАИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗИРОВАННОСТЬ
Постарайтесь не объяснять себе смысл этой асаны и не заниматься никакими ментальными спекуляциями. Просто делайте крию, а все ответы придут потом, со временем.
ЧАКРА АНУСАНДХАНА (крия № 2)
Эта крия должна выполняться сразу после Випарита Карани Мудра. На санскрите слово «чакра» означает «психический центр», а «анусандхана» — «путешествие» или «поиск». Следовательно, на русский язык эта крия может быть переведена, как «поиск чакр» или, точнее, «локализация чакр».
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
римите удобное положение тела, сев в какую-нибудь из асан. Лучшей асаной является падма-асана или сиддха-асана (сиддха-йони-асана — для женщин). Если же эти асаны для вас трудны или неудобны, вы можете сесть в ардха-падма-асану, свастика-асану или в сукха-асану. Для того, чтобы сознание не отвлекалось на возможные болевые ощущения, мы настоятельно рекомендуем размять ноги перед тем, как вы начнете практики крии (в частности, непосредственно перед Випарита Карани Мудра). Для этого существует достаточно эффективное упражнение — так нарываемая «полу бабочка».
КАНАЛЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ АРОХАН И АВАРОХАН
В этой крие и ряде крий последующих потребуется перемещать сознание по пути прохождения каналов психической энергии, известных как арохан и аварохан.
Арохан — это поднимающийся вверх канал тока психической энергии. Он начинается от мулядхара чакры, затем идет к полю чакры свадхистханы, оттуда по кривой Живота к полю манипуры, после этого к полю анахаты, Потом вишудхи в середине гортани, и уже только потом устремляется к бинду, находящейся на затылке.
Аварохан — это нисходящий канал, который начинается в бинду, затем движется в сторону аджна-чакры, после этого по сушумне позвоночника движется по всем чакрам обратно в направлении мулядхары. Арохан и аварохан соединяются и в бинду, и в мулядхаре. Вместе они образуют нерегулярно функционирующий круг психической энергии, по форме напоминающий нечто типа раздавленного яйца. Полный круг отображен на соответствующем рисунке 2.
Эти два психических канала широко известны по всему миру, особенно в мистических кругах. Они используются в различных системах лечения и исцеления. В акупунктуре они называются двумя типами пранических каналов-меридианов (т. н. сейке) либо чудесными меридианами, известными как кике. Обычные меридианы, числом 12, используются в диагностике и лечении; есть также 8 так называемых «чудесных» каналов, не имеющих Инь-Янской обусловленности. Один из них, идущий по передней части тела, по так называемой передней линии, называется канал зачатия, другой же, идущий по задней линии тела непосредственно по позвоночнику, называется канал управления (ссылка на «Религию и парапсихологию». Автор: Матаяма из Японии). Эти два меридиана в принципе схожи с Ароханом и Авароханом крия йоги. Канал передний относится к Ян, в то время как задний относится к Инь. Эти принципы Инь и Ян имеют широкое применение и в грубой форме связаны с йогическими принципами иды и пингали. В акупунктуре эти два меридиана являются резервуарами праны. В случае тяжелого заболевания необходимая жизненная энергия берется непосредственно из этих чудесных меридианов и задействуется на лечение, т. е. направляется прямо в нужный меридиан.
Эти каналы не есть нечто нереальное и выдуманное. "Это действительно существующие тонкие каналы, по которым течет прана. Вначале в крия йоге вы можете представлять себе местоположение этих потоков, но с практикой и с развитием тонкого чувственного восприятия вы сможете ощутить эти потоки непосредственно на себе и подтвердить правоту наших слов.
Вам следует полностью уяснить для себя точное прохождение и местоположение арохана и аварохана и постараться развить чувствительность их на себе. Они являются интегральной частью Чакры Анусандханы и некоторых последующих крий. Одной из целей крия йоги является установление баланса праны через них.