На вопрос - является ли сознание частью Вселенной? - можно смело давать утвердительный ответ: существование разумной жизни (да и просто жизни) на планете Земля полностью это подтверждает. Если для анализа структуры Энергетической Вселенной был необходим взгляд извне, то ответы на вопросы о природе Сознания Энергетической Вселенной нужно искать внутри человеческого сознания.
На протяжении всей истории своего существования, человечество пыталось дать ответ на главный вопрос - какова причина и цель его существования? (или, в более широком смысле - какова причина и цель Бытия, существования Мира, Вселенной?). Вероятно, так возникли космогонические мифы - мифы о сотворении Мира (Космоса, в современной интерпретации - Вселенной). Некоторые из этих мифов широко известны - к ним относятся, например, библейские предания и индуистские космогонические концепции. Некоторые известны не так широко - например, представления о сотворении Космоса африканского племени догонов, или австралийских аборигенов. Можно предположить, что огромное количество таких мифов исчезло во мраке тысячелетий вместе с погибшими древними цивилизациями - их носителями. В сущности, настоящую книгу можно рассматривать как попытку реанимации одного из таких мифов.
Согласно иудео-христианской традиции материальный мир был создан богом Яхве из хаоса посредством намерения, которое было выражено через Слово. В самом начале Яхве из ничего сотворил "Небо" - духовный невидимый мир в котором обитали ангелы - бестелесные бессмертные духи, одаренные умом, волей и могуществом. В это время "Земля" (вещество, материя) находилась в состоянии хаоса - "земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". Именно из этой первоначальной субстанции в последствии и был сотворен весь видимый (феноменальный) мир - Вселенная.
В индуистской традиции первоначальное Единство высшей Реальности и Вечности было разрушено богом Брахмой, который преобразовал его в многообразие всего живого и преходящего. Согласно индуистскому мифу о сотворении Вселенной до начала времен Брахма находился в золотом яйце, которое покоилось в первобытных водах. Силой своего духа Брахма разделил яйцо на две половины - Небо и Землю, после чего им был создан феноменальный мир - первоэлементы (огонь, вода, воздух и земля), боги, планеты, время, люди, животные и т.д. Индуистские мифы широко используют обозначения "день" и "ночь" Брахмы для выражения понятия космической эры.
Считается, что "день Брахмы" - это пробуждение Духа, нарушение космического равновесия, и тем самым возникновение феноменального мира и жизни. Этот день, исчисляемый многими миллиардами лет, сменяется "ночью Брахмы", когда равновесие восстанавливается, а жизнь исчезает. Дни и ночи Брахмы чередуются без конца. Интересно отметить, что в многочисленном пантеоне индуизма Брахма считался не очень почитаемым богом: число посвященных ему храмов исчисляется единицами, а в повседневных обрядах и ритуалах о нем, как правило, не вспоминают. Возможно, это объясняется тем, что он сделал как раз обратное тому, к чему стремятся адепты индуизма - достижению нирваны, растворению в Вечном и Едином.
Если отбросить некоторые несущественные различия, то можно утверждать, что большинство древних космогонических мифов имеют определенное сходство по, так сказать, основополагающим пунктам.
Пункт первый: феноменальный мир существовал не всегда, т.е. до своего возникновения он находился в состоянии "покоя", "не бытия", "не существования", статического равновесия.
Пункт второй: феноменальный мир возник в результате акта творения - волевого сознательного усилия, направленного на изменение состояния системы, перевод ее из состояния "не бытия", "статики", "смерти", в состояние "бытия", "динамики", "жизни".
Пункт третий: феноменальный мир возник в результате взаимодействия двух прямо противоположных по качеству субстанциональных сред - активного "мужского начала", Духа, динамики жизни, и пассивного "женского начала", Материи, статики смерти.
Пункт четвертый: феноменальный мир является третьей качественной субстанциональной средой - порождением двух первых, и поэтому содержит в себе крайне противоречивые характеристики однородности и внутренней связи (паттерна). Поэтому существование феноменального мира проходит под знаком внутреннего конфликта космического масштаба, представляет собой грандиозную Вселенскую Трагедию, которая, впрочем, и является смыслом существования феноменального мира.
Пункт пятый (спорный): наполненное до краев борьбой за выживание существование феноменального мира не бесконечно. В определенный момент времени наступает апофеоз - наивысшая точка борьбы космических сил с противоположными устремлениями, после чего происходит возвращение к состоянию status kvo - либо мгновенный переход к "не бытию" (Конец Света, Армагеддон), либо постепенное разъединение двух субстанциональных составляющих, которое можно сравнить с естественной смертью (переход к "ночи Брахмы").
Нужно отметить, что все эти процессы протекают на таких временных отрезках, которые, исходя из человеческого восприятия действительности, можно смело называть Вечностью.
Если исходить из постулата об изначальном существовании двух субстанциональных сред - Духа и Материи (Абсолютной Энтропии), которые до начала возникновения феноменального мира (Энергетической Вселенной) находятся в состоянии равновесия, то процесс возникновения Энергетической Вселенной будет подобен взрыву, произошедшему в "плоскости" разграничения этих двух сред. Причем экспансия вновь образованной третьей среды (Энергетической Вселенной) будет направлена в обе стороны - как "вверх" к Вселенным Духа, так и "вниз" в толщу Абсолютной Энтропии. Если принять во внимание тот факт, что с точки зрения человеческой логики обе первоначальные субстанциональные среды являются воплощением первобытного Хаоса, то возникновение и развитие Энергетической Вселенной будет ни чем иным, как попыткой структуризации Хаоса по обеим направлениям. Можно также предположить, что роль активного и разумного начала будет играть Дух, а строительным материалом для генерирования среды Энергетической Вселенной будет служить Абсолютная Энтропия. Главная роль в создании и удержании в состоянии динамического равновесия структуры Энергетической Вселенной будет принадлежать точке на поверхности разграничения двух сред, через которую будет происходить процесс обрушивания Духа в толщу АБсолютной Энтропии, т.к. она будет играть роль Проводника Духа, и, следовательно, будет являться Причиной и Источником существования Энергетической Вселенной как таковой.