Откуда информация? Кто автор? Честно говоря, у меня, как у руководителя одного из самых сплочёных коллективов в фэндоме, реального, а не виртуального Ордена, тренера с 7-летним опытом, создателя одной из самых действенных систем, и просто человека с добрый десяток лет занимающегося единоборствами, большие замечания практически к каждому пункту. Хотя, конечно, для каждого инструктора будет свой подход к тренировке, да и для каждого вида тренировки, для каждого коллектива он будет различным. Поэтому моё скромное мнение не является единственно верным.
1. НА КАЖДОЙ ТРЕНИРОВКЕ СТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ И КОНКРЕТНО РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ
Я бы сформулировал по-другому. Высокие цели всегда более размытые, абстрактные. Конкретные задачи - более приземлённые. Комплиментарный дуализм. Инь и Ян - по-восточному. Конечно, очень важно рассказывать много теории и философии в БИ. Адепт должен видеть, куда лежит его Путь, видеть, ради чего он тренируется. Но высокие цели никак не план тренироки. Поэтому "высокие цели" проецируются на тренировку, как конкретные задачи. Вплоть до отдельно взятого упражнения.
Хороший Наставник должен видеть взаимосвязь и проявление, если можно так сказать, Высших Идеалов в Земном Мире - то, как совокупность последовательностей отдельно взятых упражнений направляет адепта к "высоким целям". Но это понимание приходит к Ищущему со временем, по мере того, как он научится более широкому и глубокому взгляду на вещи.
Поэтому: для Наставника - видеть "высокие цели" и уметь их преобразовать в конкретные задачи; для Адепта - принимать, ставить перед собой и чётко выполнять эти конкретные задачи.
2. "ПЛАНИРОВАТЬ" ТРЕНИРОВКИ И ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА СО СВЕДЕНИЯМИ О КАЖДОЙ ПРОВЕДЁННОЙ ТРЕНИРОВКЕ
Опять же, для Наставника и для Обучающегося всё по-разному. Наставнику не стоит зацикливаться лишь на частных моментах, на (сравнительно!) мелочах. Он должен видеть картину в целом. Главные его качества - широта взгляда и дальновидность. Адепт может и не видеть, не понимать связь конкретных тренировок с Целью коллектива. Но Наставник обладает качественно более высоким уровнем понимания - он видит план на год и даже на годы.
Кстати, даже выполнение этих определённых предписаний не делает из него Профессионала. Настоящий Руководитель "от Бога" зачастую лишь интуитивно чувствует в какую сторону нужно вести своих людей.
Ну а для Обучающегося важно разбираться и понимать до конца частные моменты. У нас все Адепты ведут "Ежедневники Джедая" - конспекты техники и философских моментов. Очень полезно. Так знания не забываются, их можно повторить, поразмышлять ещё раз.
К тому же Учиться - это не значит являться терабайтным хранилищем набора информации. Это значит стараться увидеть в частных моментах взаимосвязь, уметь их систематизировать, а свои мысли - концептуализировать.
Итак. Для Старших - синтез, Ян, дедукция (от общего к частному). Уметь спланировать тренировку, видеть, чувствовать направление движения. Для Младших - анализ, Инь, индукция (от частного к общему). Накапливать знания, анализировать их, учиться их глубоко понимать и видеть за частным большее.
3. НЕ ЗАБЫВАТЬ О ВЗАИМОСВЯЗИ НАГРУЗКИ, УТОМЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Реально только при постоянных тренировках. У нас, например, такое возможно только во время "месяца саберфайтинга" - когда летом во время каникул, отпусков или походов мы тренируемся каждый день. В условиях современного города удаётся из-за учёбы, работы, семейных и прочих забот потренироваться раза три в неделю в лучшем случае. Это реальность, господа. И это неспроста стандарт всех спортивных секций (2-4 раза в неделю).
Поэтому при такой тренировке через день, да ещё и с чередованием рукопашной техники (1-2 трен в неделю) с работой с оружием (2-3 трен в неделю), тренировок (3 недели в месяц) - с индивидуальными и коллективными духовными практиками (1 неделя в месяц), занимающийся успевает достаточно отдохнуть.
Другое дело - семинары по месяцу по БИ. Я на таких был, и что-то подобное проводил у нас. Вот там, да, всё строится на сочетании различных видов нагрузки. Причём как в течение дня, так и по дням. По своему опыту знаю, что можно тренироваться несколько недель, совершенно не падая с ног.
8. ТРЕНИРОВАТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ГОДА, ИЗБЕГАЯ ДЛИТЕЛЬНЫХ ПРОПУСКОВ ТРЕНИРОВОК
У нас это очень важный пункт. Причём мы принципиально тренируемся на открытом воздухе. Круглый год. Это очень хорошо для здоровья. Человек, прошедший с нами полный год тренировок во все сезоны и в любую погоду, серьёзно прибавляет в здоровье. Конечно, пропуски - плохо. Но если нет возможности придти на встречу коллектива, не совпадает график свободного времени - всегда можно наверстать упущенное самостоятельно. Конечно, самостоятельные тренировки - не панацея. Они не дадут столько, сколько работа в команде, работа под руководством опытных тренеров и Наставников. При наличии должной самодисциплины и целеустремлённости не на словах, но на деле - тренироваться можно всю жизнь.
10. РЕГУЛЯРНО ПРОВОДИТЬ КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ. (ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ СРАВНИВАТЬ ДОСТИГНУТЫЙ УРОВЕНЬ С ЗАПЛАНИРОВАННЫМ.)
Как элемент базовой мотивации - можно. Но вопрос - насколько ты хорошо разбираешься в физиологии тренировок, чобы не запланировать чуши? Ведь потом будешь огорчаться, или, наоборот, возомнишь себя великим.
На начальных уровнях экзамены и соревнования несомненно нужны. Но это инструмент примитивной мотивации. И подходит лишь для самоутверждения в подростковом возрасте. И то, лишь в умеренных дозах.
Сравнение (себя с другим, или даже себя с собой) - ведёт к субъективности, уходу от реальности, суждению и осуждению. Человек должен видеть окружающий мир таким, какой он есть, без навешивания сознанием иллюзорных ярлыков. А там всё безличностно - ни плохое, ни хорошее, ни сильное, ни слабое, ни большое, ни маленькое, ни лучше, ни хуже... Рано или поздно человек, стремящийся к саморазвитию, приходит к пониманию этого.
Итак. Всю жизнь ориентировать спортсмена на со-ревнования, с-равнение - очень ужасная ошибка тренеров. К сожалению, очень распространённая.
6. ПОВЫШАТЬ НАГРУЗКУ РАЗНООБРАЗНЫМИ СПОСОБАМИ
4. УВЕЛИЧИВАТЬ НАГРУЗКУ ПО МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ:
- ПОСТЕПЕННО
- НЕПРЕРЫВНО
- ЦИКЛИЧНО
Два пункта дублируют друг друга. Ясен пень - повышать)) На Востоке есть пословица: "Учение - противоборство с речным течением: как только перестаёшь грести, тебя относит назад." Значит повышать - значит идти вперёд "непрерывно".
"Повышать" и "постепенно" тоже являются семантическими синонимами. Один из основополагающих принципов Даосизма гласит о последовательности и своевременности знаний. Не это ли более чёткое определение слова "постепенно"?
То есть от "методических принципов" остаётся лишь "циклично". В определённом смысле это сильно перекликается с моими комметариями к 3, 8, 10 пунктам. Можно сколь угодно найти или придумать методик и названий, но по сути всё будет иметь своим корнем цикличность (т.к. во Вселенной всё циклично) - микроциклы и макроциклы.
Итак. Повышать, но гармонично согласуя нагрузки и отдых, физическое и духовное, виды тренировок, цели, мотивы.
9. НА КАЖДОМ ЗАНЯТИИ ПОВЫШАТЬ КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЯЕМЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Это также является оборотной стороной медали предыдущего вопроса (ну или Янь для Инь, если вам понятнее таким языком). Качество и количество всегда идут рука об руку. Улучшать надо не только количество, но и качество. И тренировок, и отдельно взятых упражнений.
Ну а сам феномен Мастерства заключается в безукоризненно качественном выполнении, вроде бы, обычной техники. Да и Мастер - человек, который стремится к Мастерству во всём. Пьёт он чай или рубит мечом, стирает свои носки или пишет стихи - он Осознан, присутствует Здесь и Сейчас, чувствует каждое своё движение, присутствует в каждой своей мысли...
Видели выполнение комплекса Йай-до? А делали? Один удар. Не количество. Уж точно не количество. Но в этом ударе заключено всё! Годы тренировок, тысячи упражнений, тасячи взмахов мечом, тысячи медитаций. Концентрация Духа такова, что в одном единственном ударе заключена вся Жизнь.
7. В НАЧАЛЕ КАЖДОЙ ТРЕНИРОВКИ ПРОВОДИТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННУЮ РАЗМИНКУ
Тривиально. Конечно, разминка нужна. Но для гармонично развивающегося человека - не целевая, а общая. Нашу разминку, например, можно отдельно делать в качестве утренней зарядки ежедневно. Она мягко, но глубоко прорабатывает все группы мышц и суставы. А в некоторых системах оздоровления упражнения нашей (такой же, как у нас)) разминки являются единственными физическими упражнениями.
Я бы не стал даже включать этот пункт сюда. Потому как это вопрос композиции тренировки. Пришлось бы писать о прочих структурных частях тренировки, об отличии целевых тренировок и т.д.
5. УЧИТЫВАТЬ СВОИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
А вот тут я не понял. Вроде обзор написан от лица тренера - "организация тренировок". Причём тут свои? Либо этот обзор составлен не тренером для тренеров, а для самостоятельно занимающихся людей. Либо надо говорить об индивидуальных возможностях подопечных. Естественно, их надо учитывать! Вот тут кроме этой фразы ничего не порекомендуешь. На то они и индивидуальные, для каждого случая разные. Всё определяется человеком, его желанием заниматься, и тренером, его опытом.
Отредактировано Alexus (2010-02-01 16:19:44)